Ценообразование российского газа по-прежнему не удовлетворяет европейские компании. После скидок, предоставленных «Газпромом» европейским потребителям, немецкая E.ON Ruhrgas попросила его изменить формулу цены на газ и привязать ее к цене спотовых поставщиков. В противном случае покупатели российского газа намерены закупаться по спотовым ценам у других контрагентов, объем поставок которых неуклонно растет, пишет РБК daily.
Немецкая E.ON Ruhrgas вчера обратилась к «Газпрому» с просьбой привязать все контракты на российский газ к спотовой цене, однако «Газпром» занял жесткую позицию в этом вопросе, сказал информагентству Reuters начальник управления структурирования контрактов и ценообразования компании «Газпром экспорт» Сергей Комлев.
E.ON получает подавляющую часть газа от «Газпрома» по долгосрочным контрактам, формула цены которых привязана к стоимости нефти и нефтепродуктов. С другой стороны, с середины 2008-го по середину 2010 года спотовые цены на газ в Европе упали на 70%, в то время как «формульные» цены снизились только на 40%.
Из-за экономического спада импортеры газа начали сомневаться в целесообразности привязки цен на газ к ценам на нефть, а их клиенты увеличили закупки на спотовом рынке, предлагающем лучшие цены. По оценкам экспертов, только в 2009 году спотовый рынок газа удвоился — объемы поставок газа по спотовым контрактам начали приближаться к объемам газпромовских продаж в страны ЕС и Турцию (141 млрд куб. м). Поэтому, потеряв во время кризиса часть европейского рынка, «Газпром» частично пересмотрел действовавшую десятилетиями систему ценообразования и начал учитывать цены спотового рынка в контрактах с европейскими клиентами.
Но полный переход на краткосрочные контракты не устраивает «Газпром». Вчера его представители в качестве комментария своей позиции напомнили слова генерального директора ООО «Газпром экспорт» Александра Медведева: «Долгосрочные контракты нефтепродуктовой привязки гарантируют сохранение баланса интересов покупателя и продавца. Привязка цены газа к нефти защитит потребителя от возможных ценовых манипуляций доминирующим поставщиком, поскольку ни один из крупных экспортеров газа в Европу не может влиять на цену нефти и нефтепродуктов».
E.ON Ruhrgas со своей стороны дала такой комментарий своим действиям: «Мы ведем переговоры со всеми поставщиками газа, направленные на то, чтобы привести условия поставок в соответствие с текущей ценовой ситуацией на рынке газа».
По итогам 2010 года «Газпром» недополучил в виде выручки от 1,4 млрд до 2 млрд долл., поскольку около 7% его продаж ушло спотовым поставщикам, подсчитал руководитель аналитического отдела «Алор-Инвест» Дмитрий Лютягин. «По прогнозам «Газпрома», к 2012—2013 году спотовый рынок сравняется с контрактным, поэтому концерн не спешит менять исторически сложившиеся условия привязки цен на газ к нефтепродуктам», — добавил эксперт.
Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков считает, что нефтепродуктовое ценообразование в последние годы не приносит успеха российской компании, которая уже потеряла долю европейского рынка. «С начала года цена на нефть сильно выросла, а спотовая цена на газ упала», — добавил г-н Крюков. По его мнению, у «Газпрома» при нынешней ориентации цены на газ есть все шансы остаться не у дел. В Европу в будущем может хлынуть газ из стран Азии, Северной Африки и каспийских стран.
|