Европейские и американские компании по экономическим причинам могут не принять предложение Украины войти в состав акционеров газотранспортной системы этой страны. По мнению советника главы “Газпромэкспорта” Андрея Конопляника, из-за крайне низкого кредитного рейтинга Украины и самого “Нафтогаза Украины” стоимость заемных средств для будущей акционерной компании окажется весьма высокой, что снижает коммерческую привлекательность проекта из-за неопределенности сроков его окупаемости. А в случае отсутствия гарантий загрузки этой трубы “Газпромом”, по словам заместителя директора Фонда национальной безопасности России Алексея Гривача, и вовсе делает его бессмысленным. В результате планы Украины приватизировать часть своей газотранспортной системы без учета интересов российской стороны могут способствовать ускорению строительства и запуска “Южного потока”, а также сильному сокращению транзитных потоков газпромовского газа через Украину, пишут “Известия”.
Верховная рада Украины отправила на доработку правительственный законопроект о реформировании “Нафтогаза Украины”, согласно которому появляется возможность создания совместных предприятий по управлению единой газотранспортной системой страны, а также по управлению подземными газовыми хранилищами Украины. В проекте предусмотрено, что в таких предприятиях доля украинского государства должна составлять не менее 51%, при этом учредителями компаний могут выступать и юридические лица, которые “принадлежат или контролируются резидентами стран Евросоюза, США или Европейского энергетического сообщества”.
Предложение по участию России в подобном консорциуме в Минэнерго страны не поступало, официально сообщили в ведомстве.
Павел Завальный, президент Российского газового общества и заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, пояснил, что для России перспектива акционирования ГТС со стороны компаний ЕС и США грозит замещением в этой системе части объемов российского газа, предназначенного для экспорта в Европу, собственным украинским газом, который предполагается добывать впоследствии на условиях СРП с иностранными партнерами. Речь идет в том числе о сланцевом газе. Это приведет к снижению энергозависимости ЕС от российского газа, но увеличит зависимость от США (поскольку в таких проектах участвуют американские компании). Но это перспектива среднесрочная, которая может разбиться об экологические риски добычи сланцевого газа. “Южный поток” будет мешать этим планам, и Америка продолжит давление на Европу для замораживания строительства “Южного потока”.
Андрей Конопляник заметил, что будущие акционеры ГТС Украины будут нести огромные финансовые затраты как на ее модернизацию, так и на обустройство работы единого оператора транспортировки газа по своей территории в рамках Третьего энергопакета.
- Это может привести к тому, что они попытаются переложить часть этого бремени на “Газпром” как непосредственного участника прокачки газа по системе через рост транспортных тарифов.
При этом европейские и американские компании могут не согласиться войти в украинский консорциум, поскольку окупаемость проекта пока под вопросом, и она не будет краткосрочной. Сейчас очень велика угроза прерывания транзита газа через Украину. Это всего лишь один из факторов, который способствует удорожанию кредитов для будущего консорциума.
- В числе других факторов роста стоимости заемных средств низкий кредитный рейтинг Украины и самого “Нафтогаза”. Кроме того, по правилам Третьего энергопакета “Нафтогаз” придется разделить на добывающую и транспортную компанию, переписав между новыми структурами долговую нагрузку нынешней компании. Это делает проект единого оператора газотранспортной системы неопределенным и рискованным, что также не способствует выдаче ему дешевых кредитов. Все это только играет на руку альтернативному российскому трубопроводу по прокачке газа в Европу в обход Украины – “Южному потоку”, привлекательность использования которого растет с каждым дополнительным риском, возникающим для транзита газа через Украину, – пояснил Конопляник.
Алексей Гривач считает, что акционирование ГТС не сулит рисков “Южному потоку”, ведь для того, чтобы в ГТС пришли акционеры, нужны гарантии загрузки этой трубы. И такие гарантии может дать только “Газпром”, а делать это он не собирается.
- Попытки заблокировать “Южный поток” продолжаются на всем протяжении реализации проекта. Но они не приведут к тому, что транзитный поток по украинской ГТС сохранится в прежнем объеме. Игнорирование интересов России Украиной может в итоге привести лишь к тому, что транзитный поток газа в Европу будет нарушен, что совсем не в интересах ни Европы, ни самой Украины, – уверяет он.
Пока же Украина в лице своего министра энергетики Юрия Продана заверяет Еврокомиссию, что сделает все для бесперебойного транзита российского газа в Европу, даже несмотря на введение системы предоплаты.
|